На тверской радиостанции, история радио

Основной прибор современной радиотехники - электронная лампа. Ее роль в развитии радио неоценима. Только благодаря применению электронной лампы удалось раскрыть и поставить на службу человеку те богатейшие возможности, которые заключает в себе радио.

Русские ученые и инженеры - последователи А. С. Попова - сознавали, что электронная лампа открывает новые перспективы в развитии радиотехники.

Военное ведомство установило в окрестностях города Твери (ныне город Калинин) приемную радиостанцию, занимавшую два деревянных барака. На этой станции, служившей для связи с другими государствами, и была создана первая русская электронная лампа.

В середине 1914 года на радиостанцию приехал молодой инженер М. А. Бонч-Бруевич, который был назначен помощником начальника станции. Бонч-Бруевич много сделал для развития отечественной радиотехники, освобождения России от иностранной зависимости в области радио и улучшения радиосвязи в русской армии.

Одна из первых усилительных радиоламп, разработанная Н. Д. Папалекси в 1915 году

Рис. 1. Одна из первых усилительных радиоламп, разработанная Н. Д. Папалекси в 1915 году.

Основная задача, которую приходилось решать инженерам при организации связи, - это преодоление расстояний. Чтобы увеличить дальность радиосвязи, нужно построить более мощную передающую радиостанцию.

Но есть другой, более экономичный способ - увеличение чувствительности радиоприемника. Более чувствительный приемник позволяет уловить более слабые радиосигналы, а это расширяет зону приема сигналов передающей станции, т. е. увеличивает дальность связи.

Бонч-Бруевич и решил построить радиоприемник с более высокой чувствительностью. А для этого нужно было прежде всего создать электронную лампу.

Одновременно с Бонч-Бруевичем успешно работали в этой области известные советские ученые Н. Д. Папалекси и В. И. Коваленков. Первые лампы для радиоприема у нас в стране изготовил в 1914 году Н. Д. Папалекси.

Хотя эти лампы были «газовыми», т. е. содержали в баллонах газ, и обладали некоторыми недостатками, они широко применялись на радиотелеграфных станциях в русской армии. Впоследствии Папалекси разработал и более совершенные лампы.

Когда вы приходите в магазин радиоизделий, вам предлагают богатый ассортимент радиоламп, выпускаемых советской промышленностью. Вы выбираете одну из них - небольшой металлический баллончик с несколькими штырьками у основания.

Говорят, «природа не любит пустоты», но здесь, в этом маленьком баллончике, наперекор природе почти пустота - безвоздушное пространство.

Создать такое разрежение (менее одной миллиардной атмосферного давления), при котором бы лампа работала удовлетворительно, не так-то просто.

Мало удалить воздух из баллона, нужно тщательно закрыть ему доступ туда, преодолеть силу атмосферного давления, этого мощного нагнетателя, стремящегося загнать молекулы воздуха во все поры и отверстия, даже в самые ничтожные.

Однако и этого еще недостаточно.

Нельзя забывать, что металлы содержат в себе некоторое количество атмосферных газов, подобно тому как губка содержит воду. Иногда количество газов, насыщающих металл, весьма значительно.

Например, в никеле объем газов, измеренный при нормальном давлении, может в сто раз превышать объем самого металла. Выделение газов из электродов лампы делает ее негодной для использования. Необходимо «обезгазить» металлические части, заключенные в баллоне, еще при изготовлении лампы.

Для разрешения таких задач требуется сложное оборудование и до совершенства разработанная технология. Ничего подобного на Тверской радиостанции не было. Но это не смущало Бонч-Бруевича. Молодой инженер, обладавший ясным и пытливым умом, не боялся трудностей, поиски нового увлекали его.

Для изготовления электронной лампы необходим прежде всего запаянный баллон, в котором размещаются электроды. Но стеклодувов на радиостанции не было.

Тогда Бонч-Бруевич решил на первых порах сделать лампу разборной. Он разыскал насосы, необходимые для откачки воздуха, и принес из физического кабинета местной городской гимназии стеклянный колпак, который должен был заменить баллон лампы.

Первая электронная лампа, изготовленная в 1915 году, имела небольшое разрежение. Она представляла собой замысловатое сооружение: стеклянный колпак, под которым помещались электроды, был соединен с насосом, напоминавшим пожарную машину. Чтобы лампа работала, нужно было все время выкачивать из-под колпака воздух.

Когда на помощь Бонч-Бруевичу пришли стеклодувы, дело пошло успешнее. Ему удалось изготовить несколько усилительных ламп.

Используя эти лампы, инженер-изобретатель разработал и сконструировал приемник-усилитель; приемник был предназначен для приема затухающих и незатухающих колебаний.

Он обладал гораздо меньшей чувствительностью к атмосферным разрядам и к помехам со стороны других станций, чем применявшиеся тогда детекторные безламповые приемники; это значительно улучшало радиоприем.

Вскоре об успешных опытах Бонч-Бруевича стало известно военному ведомству. Оно предложило Тверской приемной станции изготовить партию усилительных ламп для полевых радиостанций. Хотя военное ведомство не предоставило оборудования, необходимого для изготовления ламп, заказ был выполнен.

С небольшой группой сотрудников Бонч-Бруевич организовал при станции мастерскую-лабораторию. В этой маленькой кустарной лаборатории, которая нигде не числилась в штатах, он со своими помощниками, такими же энтузиастами радиотехники, проводил испытание новых радиоустройств, изготовлял усилительные лампы и собирал приемники.

Условия работы здесь были неблагоприятные. Помещение было тесным и неприспособленным. Не хватало самого необходимого. Но эти препятствия не останавливали новаторов; они настойчиво продолжали свое дело.

«В одной из комнатушек обосновалось «предприятие» Бонч-Бруевича, - вспоминал один из сотрудников П. А. Остряков. -Сафронов и Соколов - рядовые, откомандированные из пехотного полка, работают руками, губами и ногами. Ноги качают нечто похожее на кузнечный мех, руки вертят в пламени керосиновой горелки стеклянную трубку с раскаленным баллончиком на конце, а щеки, раздуваясь до предела, нагнетают в него воздух.

Надо было организовать испытательный цех. Его оборудовали без денег. Стол не умещался, и оборудование «цеха» разместили на стене. Дело пошло своим порядком.

В стеклодувном цехе шумело керосиновое пламя горелок, двигались ноги стеклодувов, казавшихся велосипедистами, в «вакуумном цехе» руками крутили насос, в новооткрытом «испытательном» снимались характеристики ламп и проходил контроль приемников».

Большую помощь в организации лаборатории оказал Бонч-Бруевичу начальник Тверской радиостанции В. М. Лещинский, человек с широким кругозором, понимавший, какое значение для развития русской радиотехники имеет научная работа Бонч-Бруевича.

После Великого Октября кипучая жизнь молодого Советского государства потребовала самого широкого применения радиосвязи. Перед учеными, которые шли с народом и хотели служить ему, открылись небывалые перспективы.

Коммунистическая партия указала нашим специалистам новые цели и открыла высокий смысл технического прогресса в Советской стране. Наука должна служить народу, должна помогать строить новое социалистическое общество. Эти благородные цели вдохновляли советских ученых и вели их к высоким техническим достижениям.

Талантливые новаторы Тверской радиостанции должны были расширить круг своих исследований и ускорить изготовление новой, более совершенной радиоаппаратуры, в которой нуждалась молодая республика.

Для выполнения этой задачи необходимо было коренным образом изменить условия работы - получить подходящее помещение, приобрести более совершенное оборудование и увеличить количество работников.

В июне 1918 года Лещинский отправил рапорт Народному комиссариату почт и телеграфов о необходимости создания специальной радиолаборатории.

Спустя некоторое время на радиостанцию приехал первый народный комиссар связи В. Н. Подбельский. Он подробно ознакомился с работами коллектива Тверской радиостанции и вскоре доложил о них Владимиру Ильичу Ленину.

Владимир Ильич с большим вниманием отнесся к докладу наркома связи и распорядился создать радиоспециалистам самые благоприятные условия для плодотворной научной работы.

Решено было создать первую советскую радиолабораторию из «нештатной лаборатории при Тверской радиостанции». Организовать лабораторию наметили в Нижнем-Новгороде.

Продолжение: У истоков советской радиотехники, история радио.

Источник: Ф. Честнов - "В мире радио", 1954г.

0
1269
Добавить комментарий