Закон о свободе ЭФИРА, история радио

Работа радиовещательных станций Москвы и Нижнего Новгорода, деятельность радиокружков и отдельных радиолюбителей привели к тому, что в середине 1924 г. начали в большом количестве появляться самодельные радиоприемники.

И если до этого времени приемную радиостанцию представляли себе как достаточно сложное и недоступное широким массам сооружение, то радиолюбители предельно упростили это представление.

Работа радиокружков и радиолюбителей показала, что простой детекторный и даже ламповый приемник — дело нехитрое и осущестимое даже при очень скромных материальных возможностях, а в особенности в непосредственной близости от радиостанции.

Жители Москвы и Нижнего Новгорода, желавшие обойтись без внешней антенны, прием радиопередач легко осуществляли на осветительную или телефонную сеть. Многие радиолюбители вместо антенны широко применяли всевозможные металлические предметы до самоваров и кроватей включительно.

Радиолюбительство возникло широкой волной и показало свойственную только нашей советской стране общественную активность. Оно сразу же проявило себя большой общественной силой и в области радиофикации страны и в развитии техники радиовещания, способной решать такие государственные задачи, как мобилизация сил и средств для строительства радиовещательных станций и роста сети приемных радиостанций на селе.

Такого целеустремленного, широкого развития радиолюбительства не знала ни одна страна мира. В ССОР радиолюбительство являлось выражением понимания народом великого политического и культурного значения радио, как средства общения трудящихся, их воспитания и культурного развития.

Радиолюбителями становились после того, как послушали впервые радио, поняли его значение. Тогда возникало желание всячески помогать этому великому делу, постигать эту технику.

Дальше уже радиолюбитель рос и развивался соответственно своим способностям, характеру, наклонностям и тем возможностям, которыми он располагал.

С каждым годом развития радиотехники и радиовещания все новые и новые массы трудящихся независимо от их возраста, профессии, образовательного уровня проявляли горячий интерес к технике радио.

И в каждой новой волне радиолюбителей выделялись подлинные энтузиасты этого дела, становившиеся затем радио-специалистами-практиками с широким техническим кругозором, обладавшие настойчивостью и мастерством, свойственным людям, глубоко любящим свое дело.

Именно эту сторону радиолюбительства подчеркивал покойный академик С. И. Вавилов, когда говорил, что «ни в одной области человеческих знаний не было такой массовой общественно-технической самодеятельности, охватывающей людей самых различных возрастов и профессий, как в радиотехнике. Радиолюбительство — это могучее движение, которое привело к участию в радиоэкспериментах тысяч энтузиастов, посвящающих свой досуг технике».

С. И. Вавилов подчеркнул и особые, свойственные только нашему советскому радиолюбительству черты, сказав, что «Оно носило и носит в себе идею служения своей Родине, ее техническому процветанию и культурному развитию».

(Партия и правительство, учитывая важность развития радиовещания, необходимость распространения радиоприемников и значение радиолюбительства, издали новый законодательный акт, предоставлявший .право пользования радиоприемниками не только организациям, но и гражданам нашей страны.

28 июля 1924 г. Совет Народных Комиссаров вынес постановление «О частных приемных радиостанциях».

(Во вводной его части говорилось: «В целях более широкого использования населением радиосвязи для хозяйственных, научных и культурных потребностей, содействия развитию радиопромышленности и насаждения радиотехнических знаний в стране...предоставить частным организациям и лицам...право устройства и эксплуатации приемных радиостанций».

В постановлении наряду с регламентированием порядка продажи радиоаппаратуры промышленными предприятиями частным лицам указывалось, что лицам, получившим разрешение на устройство и эксплуатацию радиостанций, можно самим изготовлять приемные устройства, что являлось прямым поощрением радиолюбительства.

(В постановлении были статьи, требовавшие представления на освидетельствование кустарно изготовленных приемников и пломбировку органами НКПиТ приемников, выпускавшихся в продажу, но еще до издания постановления Наркомпочтель изменил инструкции, сопутствовавшие постановлению Совнаркома, и упростил регистрацию радиоприемников. Фактически был проведен явочный порядок установки приемников с последующей их регистрацией.

Это постановление Советского правительства (опубликовано в «Известиях» 9 сентября 1924 г.), положившее начало организации широкой радйослушательской аудитории, развитию радиовещания и массового радиолюбительского движения, получило название «Закона о свободе эфира».

С изданием этого закона почти совпало оформление радиолюбительского движения. 16 июля 1924 г. было создано Общество радиолюбителей РСФСР — объединение организаций и лиц, изучающих и использующих радиотехнику с целью культурно-просветительной работы. 7 августа в Москве состоялось первое организационное собрание общества радиолюбителей, заслушавшее доклад бюро учредителей за полгода его деятельности и избравшее совет общества.

В начале сентября вышел первый номер журнала «Радиолюбитель» (журнал датирован 15 августа, но несколько запоздал с выходом в свет) и почти одновременно в «Известиях» был опубликован текст постановления Совета Народных Комиссаров «О частных приемных радиостанциях».

С этого момента начался бурный рост радиолюбительства. Тиражи журнала «Радиолюбитель» росли, начала выходить радиолюбительская литература, на рынке появились, первые детали. Нехватало телефонных трубок.

Они начали исчезать из будок автоматов московских телефонов. Вскоре телефонные наушники для радиоприемников появились в продаже в магазинах, но и сейчас еще трубки телефонов-автоматов висят на цепочках, как укоризненное напоминание об одном неприятном эпизоде в истории радиолюбительства.

12 октября началось регулярное радиовещание через Сокольническую радиостанцию. Через два дня МГСПС открыл первый магазин для радиолюбителей. 20 октября в Замоскворецком районе Москвы радиобюро МГСПС открыло первые радиотехнические курсы для начинающих радиолюбителей, рассчитанные на шесть недель (по две двухчасовых лекции в неделю).

Лекции читались в физической аудитории Института народного хозяйства. На курсах училось 250 чел. — представителей рабочих радиокружков. Наплыв желающих изучать радиотехнику был столь велик, что в конце ноября были открыты вторые курсы для радиолюбителей в центральном районе города — при Государственном университете, где лекции читались в физической аудитории и сопровождались опытами и демонстрациями. Вскоре здесь же были созданы третьи и четвертые курсы.

Для проведения этих курсов физический институт университета предоставил не только аудиторию, но и свои богатейшие коллекции демонстрационных приборов.

Благодаря этому теоретические сведения, излагавшиеся на Лекции, можно было сопровождать отлично поставленными опытами и демонстрацией изучаемых явлений, что во многом облегчало изучение теории.

Параллельно с курсовой работой радиобюро МГСПС развернуло широкую деятельность по организации новых радиокружков. Создавать их и не требовалось.

Они вырастали сами десятками при клубах, фабриках, заводах и учреждениях. Нужно было обеспечить все вновь создаваемые радиокружки руководителями.

Для этого уже с октября 1924 г. радиобюро МГСПС подобрало 100 инструкторов, преимущественно из студентов старших курсов Высшего технического училища.

Для обмена опытом между руководителями радио-кружков и расширения их технического кругозора еженедельно устраивались собрания инструкторов, на которых заслушивались их доклады, а затем читались лекции по теории радиотехники. Лекторами были консультанты радиобюро МГСПС (Б. П. Асеев, А. Л. Минц, П. Н. Куксенко и др.

Подготовке квалифицированных радиолюбителей очень помогала созданная в январе 1926 г. радиолаборатория культотдела МГСПС. Здесь была сосредоточена практическая часть различных курсов, организуемых радиобюро, консультационная работа и радиотехническая библиотека.

Практические работы проводились в лаборатории на специально смонтированных щитах, каждый из них содержал определенную задачу. Курсанты разбивались на группы по четыре человека.

Каждая группа работала над решением одной какой-нибудь задачи. Такая система обеспечивала большую пропускную способность практических занятий и хорошее усвоение программы.

Радиолаборатория помогла подготовить несколько сот руководителей радиокружков и инструкторов по радиолюбительской работе, одновременно являясь центром консультационной работы радиолюбителей Москвы. В работе лаборатории, которой руководил А. С. Беркман, принимали участие Б. П. Асеев, А. Г. Аренберг, И. Г. Дрейзен, Р. М. Малинин и др.

В 1929 г. радиолаборатория МГСПС влилась в Центральную радиолабораторию ОДР, организованную в Доме друзей радио.

2 декабря 1924 г. Общество радиолюбителей РСФСР было переименовано в Общество друзей радио (ОДР). К 1 марта 1926 г. — Всесоюзному съезду общества — ОДР имело пять союзных, 50 краевых, областных и губернских организаций, объединявших 1500 ячеек с двумястами тысяч

членов общества. В 20 губернских центрах работали радиотехнические консультации. В ряде городов (Брянск, Воронеж, Ленинград, Москва, Нижний Новгород, Ростов, Смоленск, Тула) были проведены курсы, выпустившие несколько сот инструкторов для низовых ячеек и кружков ОДР.

ОДР выпустило свыше 70 брошюр и книг по радиотехнике объемом в 185 печатных листов. На основе местной самодеятельности организаций и членов общества уже к 1926 г. было построено восемь радиовещательных станций, сыгравших большую роль в развитии местного радиовещания и насаждения радиолюбительства: в Иркутске, Новосибирске, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Калуге, Орле и Владимире. В последующие годы были построены радиостанции в Смоленске, Саратове, Курске, Владивостоке и других городах.

Киевское общество друзей радио (КОДР), созданное по инициативе преподавателя Политехнического института, профессора В. В. Огиевского и других товарищей, развернуло свою работу в ноябре 1924 г.

Был разработан план работы, в центре которого стоял пункт о постройке радиовещательной станции. На постройку станции требовалось 3 500 руб., учитывая частичную возможность использования Киевской радиотелеграфной стаінции НКПиТ.

В кассе же общества было всего 300 руб. Организаторы и руководители общества прежде всего убедили Киевский горсовет в необходимости помочь делу радиовещания.

Используя маломощный радиотелефонный любительский передатчик, построенный в радиокружке Управления Юго-Западной железной дороги, радиолюбители продемонстрировали на пленуме горсовета громкий радиоприем.

Эта демонстрация произвела большое впечатление, и пленум горсовета в полном составе вступил в члены Общества друзей радио и возбудил ходатайство перед губ-исполкомом о содействии радиолюбителям в постройке радиовещательной станции.

Деньги губисполком отпустил, но безвозвратно дал только 1 тыс. руб., а остальное 2 500— взаимообразно. Радиолюбители начали строить станцию, при чем для покрытия ссуды решили выпустить газету-одно-дневку.

Хорошо организованная подписная кампания, огромный интерес к радио среди широких масс трудящихся привели к тому, что ко времени выхода этой газеты ей был обеспечен огромный по тем временам для Киева тираж в 50 000 экземпляров.

Издание это несколько неожиданно для самой редакционной коллегии вместо газеты вылилось в журнал, который был назван «Радио для всех».

Хорошо подобранный материал, описание самодельного детекторного приемника и сотрудничество на его страницах крупнейших радиоспециалистов, в числе которых был и проф. В. К. Лебединский, обеспечили самый радушный прием этому изданию.

Вскоре пришлось печатать дополнительный тираж номера в количестве 25 000 экземпляров. Такой успех помог Обществу друзей радио не только уплатить долг губисполкому, но и получить некоторые суммы для дальнейшей работы.

Журнал  - Радио для всех (Киев, Украина)

Рис. 1. Журнал  - Радио для всех (Киев, Украина).

Постройка Киевской радиостанции вчерне была закончена в мае 1925 г. и вслед за этим начались опытные передачи. Станция была оборудована на Печерске, по типу Сокольнической, построенной A. Л. Минцем.

Студия еще не была закончена и поэтому летом вещание производилось из сада радиостанции. Старые киевские радиолюбители до сих пор вспоминают оригинальный фон этих первых передач: чириканье воробьев и шелест листьев. Дождливые дни прерывали эти опыты, а с осени началось уже радиовещание из новой студии.

B районах уверенного приема центрального радиовещания и там, где вступали в строй местные радиостанции, ширилась деятельность по установке громкоговорящих радио-установок коллективного пользования.

«Крестьяне Николо-Торгинской волости Череповецкой губернии собрали тысячу рублей для установки радиоприемника с громкоговорителем. Вместо мачт использованы колокольни двух церквей».

«Рабочие и служащие Рыбинской вигоньевой фабрики устроили субботник. На заработанные деньги приобретается радиоприемник с громкоговорителем». Таких сообщений было много в центральных газетах в первые годы советского радиовещания.

В Тверской губернии целое село отказалось от курения и на собранные деньги купило громкоговоритель. Популяризации достижений отечественной радиотехники, информации о новостях в области радиовещания, радиофикации и радиолюбительства много внимания уделяли центральные газеты.

С декабря 1924 г. в газете «Известия» регулярно 2 раза в неделю печатался «Радиоуголок» — отдел, в котором освещались новости радио в СССР и развития радиолюбительства. «Радиоуголок» выходил в течение нескольких лет.

«Правда» в 1924 г. поместила свыше ста заметок и статей, посвященных вопросам радио. Центральный орган партии и в последующие годы уделял много внимания вопросам радиостроительства.

22 июня 1925 г. в печати было опубликовано постановление ЦК РКП(б) о радиоагитации. Центральный комитет партии предложил разработать план ближайшего радиостроительства и расширить сеть радиостанций в областях и республиках.

19 декабря 1925 г., выступая с докладом на XIV съезде партии, товарищ В. М. Молотов говорил: «В деле агитации и пропаганды у нас в последнее время приобретает колоссальное значение небывалая еще работа кино и радио».

Центральный комитет партии заботился о развитии радиолюбительства. В директиве, опубликованной в «Известиях» ЦК РКП (б) № 28 от 27 июня 1925 г., говорилось:

«Признавая большое значение радиолюбительских организаций в создании общественного мнения вокруг радиострои-тельства, распространения радиотехнических знаний среди широких рабоче-крестьянских масс и культурного строительства, а также отмечая значительную роль, которую должно сыграть радио, как могучее средство агитации и пропаганды, ЦК предлагает партийным организациям обратить особое внимание на помощь и руководство организациям общества друзей радио (ОДР), в особенности в деревне; следует использовать на этой работе в первую очередь членов партии с радиотехнической подготовкой»

Внимание партии и правительства к радиостроительству и огромная тяга трудящихся масс к радио создавали плодотворную почву для дальнейшего роста радиолюбительства.

В своих домашних лабораториях, в радиокружках и  ячейках Общества друзей радио тысячи пытливых экспериментаторов, неутомимых энтузиастов радиотехники строили приемники С. И. Шапошникова и одноламповые регенераторы, собирали конденсаторы из станиоля, возились с самодельными батареями, забирались на колокольни и фабричные трубы, чтобы подвесить антенну.

Не было ни одного предложения или схемы, помещенной в журнале «Радиолюбитель», которые не получали бы десятки откликов и встречных предложений.

Радиолюбители жадно впитывали все новое, учились по журналам и книгам, монтировали и переделывали десятки схем приемников и усилителей и приобретали вторую профессию радиотехников-практиков.

Радиолюбительство становилось массовой школой подготовки ценных кадров для радиофикации страны и для радиопромышленности.

В. И. Шамшур - "Первые годы советской радиотехники и радиолюбительства".

0
1404
Добавить комментарий