Выпуск приемной радиоаппаратуры, история радио в СССР
Краткий обзор Всесоюзной радиовыставки не дает, однако, представления о том, в какой последовательности и какие именно радиоприемники выпускала радиопромышленность в первые годы развития радиовещания и радиолюбительства в нашей стране. Ниже мы рассказываем об этом, касаясь лишь первого периода — «эпохи» приемников прямого усиления.
Первым детекторным радиоприемником, выпущенным Трестом заводов слабого тока, был ЛДВ (любительский детекторный, вещательный), выпускавшийся осенью 1924 г. Он был рассчитан только на прием радиостанции имени Коминтерна и имел фиксированную настройку на волну
3 200 м. Вариометр позволял подстраиваться в пределах +/- 6% в обе стороны от основной волны. Почти одновременно были выпущены приемники ЛДВ-2 и ЛДВ-4, являвшиеся вариантами первой конструкции, а затем ЛДВ-3, ЛДВ-5 и ЛДВ-7 — более сложные с вариометром и переменной детекторной связью на волны от 200 до 1500 м. Довольно популярен был приемник «Пролетарий», выпускавшийся с 1925 г.
В небольшом полированном под красное дерево ящичке, крышка которого была наклонной, как у пюпитра, находились катушка индуктивности и два конденсатора постоянной емкости.
Приемник имел диапазон от 300 до 1500 м и, как тогда писали, «отличался недостаточно острой настройкой». Практически в Москве на нем было слышно сразу не меньше двух станций.
Зато в районах, где поблизости была только одна радиостанция, «Пролетарий» вполне устраивал первых радиослушателей. В 1927—1928 гг. появился приемник П-3 со сменными катушками, рекламировавшийся как «приемник с большой селективностью и конденсатором переменной емкости».
Рис. 1. Детекторный радиоприемник ПД.
Из серии приемников типа П наибольшее распространение получил ПД (П6), что означало — приемник деревенский. Он был видоизменением приемника П7, премированного на конкурсе детекторных приемников, проведенном газетой «Новости радио».
П7 выпускался в 1928 г. недолго и был затем вытеснен приемником ПД, представлявшем собой цилиндр, на каркасе которого была намотана катушка, благодаря чему отпадала необходимость в специальном ящике.
Сама катушка служила стенками приемника. На каркасе высотой 85 мм и диаметром 100 мм было намотано 140 витков эмалированной проволоки. (Крышка приемника, сделанная из дерева, стягивалась сквозным болтом с деревянным основанием.
Настройка в диапазоне от 300 до 1850 м осуществлялась движением ползунка вдоль направляющих планок, расположенных вертикально на проволочной стенке цилиндра. По пути движения ползунка проволока была зачищена от изоляции. У П-7 второй такой ползунок менял детекторную связь.
Приемник ПД получил большое распространение. (Комплект его был основным выигрышем в деревенской радиолотерее ОДР, что также способствовало его распространению, Простыми и довольно популярными были также детекторные приемники завода «Мэмза» — ДВ-3 и ДВ-4, выпускавшиеся в 1927—1928 гг. Это были приемники с вариометром, рассчитанные на диапазон от 350 до 1800 м.
В 1928 г. был выпущен последний приемник из П-серии—П-8. Он имел хорошую избирательность, позволяя в Москве осуществлять прием любой из трех московских радиостанций того времени.
Объяснялось это возможностью менять детекторную связь в широких пределах. П-8 также имел вариометр. Последним из детекторных приемников первых лет радиолюбительства явился ДВ-5, выпускавшийся в 1929 и 1930 гг. заводом «Мэмза». Он был построен по простой схеме с плавной настройкой при помощи вариометра.
Рис. 2. Приемно-усилительные лампы: слева направо — УТ-1, Микро ДС, Р-5, лампа выпуска Нижегородской радиолаборатории, лампа Микро
Самая первая приемная трехэлектродная лампа, выпущенная нашей промышленностью, была Р-5. Она имела чисто вольфрамовую нить накала и была поэтому очень «прожорливой», требуя для накала мощных батарей или аккумуляторов.
Ток накала лампы Р-5 составлял 0,7 а. Сетка лампы изготовлялась из молибдена, а цилиндр анода из никеля. Цоколь лампа имела никелированный. Диаметр баллона 35 мм, полная длина со штырыками 100 мм.
Параметры ее были таковы: напряжение накала — 3,8 в, анодное напряжение 60—80 в, ток анода — 2 ма, внутреннее сопротивление— 30 000 ом, коэффициент усиления—10,5, крутизна характеристики 0,32 ма/в. В 1924 г. была выпущена лампа «Микро» и до 1930 г. сна была почти единственной, на которой базировалась вся техника радиоприема.
Микролампа получила свое название прежде всего за сравнительно малую энергию, требуемую для накала ее нити: она была в 10 раз экономичнее лампы Р-5, потребляя 0,06 а.
Напряжение накала 3,6 в. Анодное напряжение и анодный ток такие же, как у Р-5. Нить накала лампы «Микро» была тоже вольфрамовой, но с примесью металла тория. Благодаря тарированию нити излучение электронов возникало при низшей температуре, чем у такой чисто вольфрамовой лампы, как Р-5.
Это и обеспечивало экономичность лампы «Микро». Но зато она требовала соблюдения более строгого режима. Перекал лампы приводил к испарению поверхностного слоя тория и лампа теряла эмиссию.
По своему внешнему виду лампа «Микро» отличалась от Р-5 тем, что ее стеклянный баллон имел зеркальную поверхность. Сетка и цилиндр «Микро» были из тех же металлов, что и у Р-5.
Выпуск этих ламп позволял питать приемники полностью от сухих батарей. В начале 1926 г. была выпущена лампа типа «Микро ДС» (двухсеточная). Нить этой лампы была окружена вспомогательной (катодной) сеткой, имевшей вывод сбоку на цоколе.
На эту сетку давалось постоянное положительное напряжение в 10—12 в, что способствовало увеличению крутизны характеристики лампы и позволяло уменьшить напряжение на аноде.
Практически на анод можно было подавать от 6 до 20 в, и радиолюбители могли заменять дорогую анодную батарею несколькими батарейками от карманного фонаря, соединенными последовательно.
Двухсеточная лампа завоевала очень большую популярность в радиолюбительской практике. Было описано много схем, в которых использовались эти экономичные лампы.
В 1927 г. появились первые специальные усилительные лампы УТ-1 (усилительная тарированная) и УТ-15. Эти лампы и их электроды были больших размеров, чем «микро»: диаметр стеклянного баллона — 60 ж, а полная высота лампы с ножками— 135 мм.
Сетка была более редкой. УТ-1 для нормальной работы требовала: для накала нити 3,6 в, а на анод— 160—220 в, УТ-15 — 4,8 в для накала и 240 — 320 в на анод. Обе лампы требовали для работы на прямолинейном участке характеристики подачи отрицательного напряжения смещения на сетку от 10 до 20 в.
Коэффициент усиления УТ-1 равнялся 5, а УТ-15— 8—9. Лампы эти работали в оконечных каскадах усилителей. В конце 1929 г. была выпущена первая лампа с оксидированной нитью УО-3, предназначенная для работы в усилителях низкой частоты и в качестве выходной лампы радиоприемников.
Катод этой лампы был покрыт слоем оксидных металлов (кальций, барий). По своим размерам лампа была больше УТ-15—142 мм. Напряжение накала—3—3,6 в, ток накала — 280 ма, анодное напряжение от 80—160 в, номинальная выходная мощность лампы — 0,05 вт.
УО-3, так же как и лампа УТ, требовала подачи отрицательного напряжения на сетку. При анодном напряжении в 160 в на сетку надо было давать—5 в.
Рис. 3. Контур настройки приемника Радиолина.
Первый ламповый радиовещательный радиоприемник Трест заводов слабого тока начал выпускать в конце 1924 г. Это была радиоустановка под названием «Радиоли-на».
Ее настраивающийся колебательный контур (диапазон от 450 до 3 400 м) был смонтирован в отдельном ящике. К этому контуру нужно было присоединить усилители типа Е2, выпускавшиеся в разном сочетании отдельных каскадов. Усилитель монтировался в отдельном ящике.
Настраивающаяся часть «Радиолины» имела переключатель диапазонов, ручку настройки (конденсатор переменной емкости) и ручку регулировки обратной связи.
Наборы детекторных и усилительных каскадов к «Радиолине» условно обозначались цифрами: 1 означало усилитель высокой частоты, 3 — детектор, 4 — усилитель низкой частоты.
Каждый элемент—каскад имел одну лампу. Собирались они в ящике по два, по три и по четыре в разных сочетаниях. В каскадах усиления высокой частоты применялись сопротивления и дроссели, а в каскадах низкой частоты — трансформаторы.
Двухламповые усилители Е2 были типов 1 и 3 (каскад высокой частоты и детектор), 4 и 4 (двухламповые усилители низкой частоты), 1 и 1 (двухламповые усилители высокой частоты), 3 и 4 (детектор и каскад низкой частоты). Трехламповые: 1, 3, 4; 3, 4, 4; 1, 1, 3. Четырехламповые: 1, 3, 4, 4; 1, 1, 3, 4, что соответствовало 1-V-2 или 2-V-1.
Наиболее распространенным был усилитель Е2/1, 3, 4, 4. Кроме шнуров для соединения с настраиваемым колебательным контуром и источниками питания, а также выключателя, никаких органов управления на усилителе не было.
«Радиолина» была рассчитана на лампы Р-5 и реостата к ней не полагалось. Набор из стандартных элементов, допускавший постепенное наращивание схемы, был вполне рациональным, но в целом установка эта была весьма примитивной.
Приемник «Радиолина» имел только один колебательный контур и обладал низкой чувствительностью и избирательностью.
Рис. 4. Двух- и трехламповый усилители к приемнику Радиолине.
Когда усилитель работал на лампах Р-5, для накала требовался аккумулятор, а при переходе на лампы «Микро» вредно сказывалось отсутствие реостата.
В результате при слабой подготовленности лиц, обслуживающих установку, она из громкоговорящей вскоре превращалась в молчащую. Работал приемник «Радиолина» с электромагнитным громкоговорителем ДП.
Почти одновременно с «Радиолиной» был выпущен одноламповый регенеративный приемник ЛБ-1 для приема на телефонные трубки. Это был тот же настраивающийся контур «Радиолины», но с вмонтированным детекторным каскадом. Диапазон приемника был от 250 до 2 ООО м.
Первый профессиональный радиоприемник был выпущен еще в 1923 г., когда началось перевооружение сети приемных радиостанций Наркомпочтеля на ламповые приемники.
Это — одноламповый регенеративный приемник ЛБ-2, разработанный в Центральной радиолаборатории Треста инженерами В. М. Лебедевым и Э. Я. Борусевичем.
Компактный, изящный и обладавший высокой чувствительностью и остротой настройки этот приемник долго служил на радиостанциях и использовался также для комплектования громкоговорящих установок. На нем можно было принимать передачи радиостанций, работавших как затухающими, так и незатухающими колебаниями.
В конце 1925 г. был выпущен трехкаскадный оконечный усилитель TW/3/0 для громкоговорящих устройств, в котором работали лампы типа УТ-1. Он применялся в качестве оконечного усилителя при радиоприеме (к «Радиолине»), а также для усиления речей ораторов.
С 1926 г. трест начал выпускать серию из трех приемников типа Б (конструкции инж. Э. Я. Борусевича): одноламповый, регенеративный БВ, трехламповый БТ и четырехламповый БЧ.
Приемник БВ был детекторноламповый, с обратной связью и работал в диапазоне от 300 до 1 800 м. Приемники БТ и БЧ были совершенно однотипны. Имея по два настраивающихся контура, они обладали более высокой избирательностью, чем «Радиолина».
БТ был собран по схеме 1 -V-1, БЧ — по схеме 1 -V-2. Так как разница в цене между ними была небольшая, а БЧ обеспечивал громкоговорящий прием, то этот приемник и получил большое распространение.
Приемник работал в диапазоне от 250 до 2 000 м и обеспечивал громкоговорящий прием в довольно большой комнате. Питание осуществлялось от сухих батарей.
С добавлением к БЧ специального мощного усилителя TW3/0 получалась довольно хорошая клубная громкоговорящая установка, работавшая с громкоговорителем «Аккорд» (первый мощный громкоговоритель) или с четырьмя громкоговорителями «Рекорд».
Недостатком БЧ было обилие ручек: три ручки настройки, включая обратную связь, три переключателя диапазонов, ручка реостата накала. В 1928 г. был выпущен модернизированный приемник БЧН.
Число ручек управления в нем было сокращено до четырех. На выходе стояла более мощная лампа типа УО-3. Дальнейшим видоизменением конструкции БЧН являлся БЧЗ ( БЧ Закрытый), в котором лампы находились внутри ящика. В конце 1928 г, появился универсальный двухламповый приемник типа ПЛ-2 по схеме О-У-1.
Рис. 5. Громкоговоритель Рекорд (первый выпуск 1926 г.).
Он мог работать как регенеративный одноламповый и регенератор с одной ступенью низкой частоты, как одноламповый усилитель низкой частоты, как простой детекторный и детекторный с усилителем низкой частоты.
В нем можно было применять обычные лампы «Микро» и двухсеточные лампы МДС. В последнем случае на анод требовалось напряжение всего в 20 в. Диапазон волн приемника был от 300 до 1850 м.
Рис. 6. Радиовещательный приемник БЧН.
В 1925 г. в журнале «Радиолюбитель» появилась статья «Питание приемников от осветительных сетей». В ней были приведены схемы питания переменным током цепи накала одноламповых приемников (детекторного каскада). В конце года появилась статья с описанием полного питания приемников переменным током.
Нить лампы накаливалась от трансформатора «Гном» а анодная цепь питалась от выпрямителя. До выпуска подогревных ламп подобные эксперименты не давали должного эффекта.
Первый заводской анодный выпрямитель ЛВ (в «круглом ящике) был передан в производство осенью 1926 г. Он давал 80 в выпрямленного тока, позволяя питать аноды пяти-шести ламп.
Для этого выпрямителя был выпущен и первый тип двуханодного кенотрона (К2Т с торированным катодом, требовавшим для накала напряжения в 3—3,5 в (при токе 0,4—0,5 а). Позже появился выпрямитель ЛВ-2, отличавшийся большей компактностью. Он монтировался в четырехугольной железной коробке, окрашенной в матовый черный цвет.
Рис. 7. Детекторно-ламповый комбинированный радиоприемник ПЛ-2.
Первой попыткой создания радиоприемника с полным питанием от переменного тока — еще до выпуска подогревных ламп — был приемник ДЛС-2 (детекторно - ламповый сетевой), разработанный в конце 1929 г.
Детекторный приемник имел двухламповый усилитель низкой частоты на лампах У-03 и двухполупериодный выпрямитель с кенотроном К2Т. Питание накала ламп усилителя производилось непосредственно переменным током ог понижающей обмотки трансформатора выпрямителя.
Рис. 8. Кенотронные выпрямители для питания радиолюбительских ламповых приемников (ЛВ и ЛВ-2).
Этот приемник, выпущенный заводом «Мосэлектрик» (впоследствии завод имени Орджоникидзе), предназначался для приема местных станций на громкоговоритель.
В 1930 г. завод «Светлана» выпустил подогревную лампу ПО-74 и ряд новых экранированных ламп, что явилось новой эрой в развитии приемной радиотехники.
Выпуск этих ламп окончательно разрешил проблему полного питания приемников от сети переменного тока. Первым радиослушательским приемником с полным питанием от сети переменного тока был приемник ЭЧС завода имени Орджоникидзе, разработанный в конце 1930 г.
Приемник ЭЧС (экранированный, четырехламповый, сетевой) имел схему прямого усиления (1-V-2) с индуктивно-емкостной обратной связью. В усилителе высокой частоты работала лампа СО-95 экранирова-ная, подогревная, с коэффициентом усиления 200. Детектирование (сеточное) осуществлялось лампой ПО-74 (приемная оксидная с подогревом).
Рис. 9. Радиовещательный приемник ЭЧС-2.
Усилитель низкой частоты имел два каскада усиления на трансформаторах. В первом каскаде работала лампа ТО-76 (торированная, оксидная). Толстая нить накала этой лампы допускала ее питание переменным током.
На выходе приемника стояла лампа УК-30 (усилительная карбонированная), представлявшая собой усовершенствованный образец лампы УТ-15.
Ее торированная нить была покрыта слоем угля, что не давало возможности торию улетучиваться из нити при перекалах и позволяло питать лампу переменным током. Питание осуществлялось от выпрямителя, работавшего на двух лампах УТ-1 (кенотроны К2-Т были слишком маломощны).
Этот приемник выпускался недолго и уже в конце 1931 г. был заменен новым, улучшенным вариантом — ЭЧС-2, в котором были использованы новые лампы завода «Светлана».
Новые лампы позволили перейти к усилению на сопротивлениях, что дало лучшее качество воспроизведения. іВ схеме приемника работали лампы: СО-124 (усилитель высокой частоты), СО-П8 (детектор), СО-118 (первый каскад усиления низкой частоты) и УО-Ю4 (выходная). Выпрямитель двухполупериодный с кенотроном ВО-116.
С конца 1933 г. приемник выпускался под маркой ЭЧС-3, а позже (с марта 1935 г.) был объединен в одном ящике с динамическим громкоговорителем и получил обозначение ЭЧС-4.
В 1930 г. Центральная радиолаборатория треста заводов слабого тока разработала радиоприемник 1-V-2, который в марте 1933 г. был передан в производство на завод имени Козицкого и, таким образом, летом 1933 г. появилась первая тысяча этих приемников под маркой ЭКЛ-4.
Рис. 10. Радиовещательный приемник ЭКЛ-34.
Через несколько месяцев (декабрь 1933 г.) приемник был уже... под «судом». По инициативе Ленинградского радиокомитета при обкоме ВЛКСМ над ним был организован общественный суд. ЭКЛ-4 был первым приемником с питанием от сети переменного тока в одном ящике с динамическим громкоговорителем. Он работал с таким же комплектом ламп, как и ЭЧС-2, и имел два диапазона: от 225 до 720 м и от 680 до 2 ООО ж.
На «скамью подсудимых» его привели многие механические и чисто-электрические недостатки, нерациональный монтаж, малые избирательность и чувствительность и т. д.
Суд предложил заводу устранить недостатки, перечень которых занял 18 пунктов. В итоге общественного воздействия ЭКЛ-4 был значительно улучшен и вскоре стал выпускаться под маркой ЭКЛ-34.
В 1934 г. завод имени Орджоникидзе выпустил батарейный трехламповый приемник БИ-234, который назывался также «'Колхозным приемником». (Компактный, простой в управлении, прочный и дешевый — этот -приемник стал массовым слушательским приемником для колхозного села. Он приобрел заслуженную популярность и до Великой Отечественной войны был самым распространенным приемником на селе,
БИ-234 (батарейный, индивидуальный, двухконтурный, трехламповый образца 1934 г.) регенератор типа 1-V-1. Переставлением вилки из одних гнезд в другие он превращался в двухламповый О-V-1.
Диапазон: от 200 до 500 м и от 714 до 2 000 м. Работал с лампами двухвольтовой серии: СБ-154 (усилитель высокой частоты), УБ-152 (детектор), СБ-155 (усилитель низкой частоты).
На анод эти лампы требовали 100 в. Выходная мощность приемника достигала 100 мВт, чего с избытком хватало для нагрузки громкоговорителя «Рекорд»; такой же приемник, с несколько другим внешним оформлением, под названием РПК-9, выпускал впоследствии ленинградский завод «Радист».
Рис. 11. Батарейный радиоприемник БИ-234.
Рис. 12. Радиовещательный приемник СИ-235.
В 1935 г. завод имени Орджоникидзе выпустил новый массовый сетевой дешевый приемник для городского радиослушателя. Он назывался ОИ-235 (сетевой индивидуальный двухконтурный, трехламповый, образца 1935 г.) и в принципе его схема (регенератор типа 1-V-1 с параллельным питанием) мало чем отличалась от схемы БИ-234.
Приемник был оформлен в одном ящике с динамическим громкоговорителем, имел гнезда для проигрывателя граммофонных пластинок и освещение шкалы настройки.
В первом каскаде работала только что выпущенная лампа с переменной крутизной типа 00-148, в детекторном каскаде — экранированная лампа типа 00-124 и на выходе — пентод 00-122.
В выпрямителе был поставлен также только что выпущенный кенотрон типа ВО-202. Диапазон: от 200 до 560 и от 714 до 2 000 м. Неискаженная выходная мощность СИ-235 равнялась 0,5 вт. Приемником СИ-235 заканчивается эпоха приемников прямого усиления.
БИ-234 и СИ-235 оказались первыми радиоприемниками, производство которых было поставлено на конвейер. Выпуском этих массовых радиоприемников начался новый этап в радиопромышленности: освоения поточных методов производств радиоаппаратуры и новой современной технологии.
В. И. Шамшур - "Первые годы советской радиотехники и радиолюбительства".