Советская радиопрмышленность, история радио
Постановлением правительства «О централизации радиотехнического дела», подписанным В. И. Лениным 21 июля 1918 г., наряду с передачей ряда радиостанций Наркомпочтелю, Высшему Совету Народного Хозяйства (ВСНХ) были переданы все заводы, изготовляющие радиоаппаратуру. ВСНХ предписывалось немедленно приступить к организации производства радиотехнического оборудования.
В 1919 г. руководство радиозаводами было сосредоточено в радиоотделе секции «Электросвязь» ВСНХ. Этот отдел затем был реорганизован в секцию «Радио».
1 января 1922 г. был создан трест заводов слабого тока, объединивший 11 предприятий. Состояние промышленности после гражданской войны было тяжелым. К моменту организации треста на всех предприятиях насчитывалось всего 1397 рабочих, и на таком крупном заводе, как «Красная заря», за год до этого было 125 рабочих.
Партия и правительство уделяли большое внимание электрослаботочной промышленности. В первый же год существования треста заводов слабого тока было решено организовать массовое производство радиоаппаратуры и выпуск передающих радиостанций.
На заводах стало расти число рабочих, началась организация инструментальных цехов, а затем цехов по производству деталей и узлов аппаратуры, которые до этого ввозились из-за границы. Одновременно встал вопрос о создании завода по производству радиоламп.
Кроме Нижегородской радиолаборатории, изготовлением электровакуумных ламп в очень небольших масштабах занималась в 1920—1922 гг. на Одесском радиозаводе группа студентов Одесского политехнического института под руководством проф. Н. Д. Папалекси, в Петроградском политехническом институте — группа проф. М. М. Богословского; в том же институте приемно-усилительные и генераторные лампы выпускались в лаборатории проф. А. А. Чернышева.
С именем А. А. Чернышева (впоследствии академика) связано выдающееся достижение советской электроники: Александр Александрович Чернышев является изобретателем подогревного катода. 31 августа 1918 г. им была подана заявка (патент № 159) на эквипотенциальный катод, нагреваемый электронной бомбардировкой от вспомогательного диода. Лампа с таким катодом была создана затем А. А. Чернышевым в его лаборатории.
24 мая 1924 г. А. А. Чернышев заявил «эквипотенциальный катод, в котором между катодом и нагревателем находится электрически изолирующее, проводящее тепло вещество» (патент № 266).
Таким образом, идея катода косвенного накала — основного катода в современной электронике — принадлежит советскому ученому и нашей Родине.
Истоки зарождения электровакуумной промышленности приводят нас к другой лаборатории Петроградского политехнического института, руководил которой проф. М. М. Богословский, а вместе с ним работали С. А. Векшиінский, С. П. Гвоздов, Н. Г. Загорулько и др.
Коллектив лаборатории М. М. Богословского ежедневно изготовлял к концу 1922 г. 12—15 шт. приемно-усилительных ламп. Эти лампы представляли собой вакуумные триоды с чисто вольфрамовым катодом.
Они были оригинальной конструкции и благодаря тщательности сборки и откачки пользовались хорошей славой. Поэтому, когда было решено создать электровакуумный завод, Трест заводов слабого тока пригласил для его организации проф. М. М. Богословского с его сотрудниками. Новый электровакуумный завод был открыт 1 августа 1922 г. на территории бывшею радиозавода РОБТиТ (б. Лопухинская ул., № 14) в Петрограде.
На этом заводе группа сотрудников под руководством М. М, Богословского (технический директор) при активном участии С. А. Векшинского (главный инженер, ныне академик) и А. А. Шапошникова разработала новые конструкции усилительных и генераторных ламп.
Рис. 1. Генераторная лампа мощностью 50 КВт с водяным охлаждением, изготовлявшаяся ламповым заводом треста заводов слабого тока.
В 1925 г. здесь была закончена разработка мощных генераторных ламп (20 КВт) с водяным охлаждением мощного наружного анода и в том же году начался массовый выпуск ламп с торированным катодом — «микро».
С 1925 г. на заводе «Светлана» начала работать группа В. П. Вологдина, разработавшая и наладившая производство стеклянных ртутных выпрямителей. Затем заводом было освоено шесть типов генераторных и пять типов выпрямительных ламп и выпущены оконечные усилительные лампы с торированным катодом: УТ-1 и УТ-15.
В ноябре 1927 г. электровакуумный завод закончил выпуск первого миллиона экземпляров ламп. К этому времени в каталоге завода значилось 12 типов генераторных ламп с воздушным охлаждением, две генераторные лампы с водяным охлаждением, восемь типов приемно-усилительных ламп, девять кенотронов, пять типов ртутных выпрямителей и др.
Все возраставшая потребность в радиолампах и других электронно-вакуумных приборах требовала значительного расширения производства и поэтому в 1928 г.
Электровакуумный завод получил помещение б. завода «Светлана», имевшего значительно большие площади. Здесь выпускались усовершенствованные ртутные выпрямители для высоких напряжений до 12000 в, а также мощные генераторные лампы в 50 КВт и много типов новых радиоламп различного назначения.
Дальнейшее развитие советской электроники проходило главным образом на заводе «Светлана» и особенно обязано ее научно-исследовательской лаборатории.
Последняя была создана еще на Электровакуумном заводе и на протяжении ряда лет, под руководством С. А. Векшинского, выполняла разработку электронных ламп всех типов.
При переходе на «Светлану» лаборатория значительно расширилась, влив в свои ряды сотрудников Центральной радиолаборатории треста заводов слабого тока, ряд научных работников «Светланы», а также молодых инженеров и физиков.
После такой реорганизации и значительного расширения лаборатория осуществляла глубокую научно-исследовательскую разработку коренных вопросов производства электронных ламп: физики и техники катодов, работы выхода электронов, контактной разности потенциалов, свойств материалов.
За годы своей работы лаборатория выполнила большое количество научных трудов, имевших первостепенное значение, являвшихся основой для разработки конструкций новых электронных ламп и нередко опережавших заграничные исследования.
Так, в частности, была успешно решена задача получения бариевого и оксидного катодов, разработана методика изготовления медно-закисных выпрямителей и др.
Завод «Светлана» выполнил первый пятилетний план в два с половиной года. Борясь за ускорение производственного процесса, коллектив «Светланы» одновременно добился перевода значительной части дорогих или импортных материалов на отечественные и более дешевые. При этом качество продукции оставалось на высоте благодаря хорошей организации технического контроля.
Достижения завода были отмечены награждением его орденом Ленина. Орденоносный завод за 1930—1935 гг. превратился в мощный электровакуумный комбинат с электровакуумным техникумом, стекольным заводом и рядом вспомогательных производств. Ассортимент продукции завода за эти годы был увеличени до 160 типов.
В 1934 г. лаборатория завода «Светлана» была реорганизована в «Отраслевую вакуумную лабораторию» и переведена в специально выстроенный для нее корпус. Являясь сердцем треста заводов слабого тока, электровакуумная промышленность своими достижениями способствовала общему росту радиопромышленности.
На 1 января 1924 г. на предприятиях треста заводов слабого тока работало 3 711 чел., а в 1926 г. — уже 6819 чел. В 1924 г. в Ленинград была переведена из Москвы радиолаборатория треста заводов слабого тока, ставшая теперь центральной (ЦРЛ),
В начале того же 1923 г. по прямому указанию В. И. Ленина была направлена за границу комиссия для изучения состояния радиопромышленности. В 1923—1925 гг. производством радиоаппаратуры занималось уже большинство заводов электрослаботочной промышленности. Завод имени Казицкого (б. Сименс и Гальске) выпускал передающие радиостанции МД-100, МД-200, А4Д-400 (1,2 и 4 КВт) и МД-2500.
На этих радиостанциях следует остановиться подробнее. Передатчик МД-100 — однокиловаттный радиотелефонный и радиотелеграфный работал на двух пятисотваттных лампах в генераторе.
Модулятор—двухламповый на таких же лампах, что и в генераторе. В отличие от радиостанции типа МФ-4 (Малый Коминтерн) имел промежуточный контур, значительно ослаблявший гармоники.
Рис. 2. Общий вид передатчика типа МД-200.
Накал ламп мог питаться либо от аккумуляторных батарей, либо от машины повышенной частоты типа ОВ5 1000 гц. Питание анодов осуществлялось от этой же машины через выпрямитель.
При питании накала от аккумуляторов передатчик работал очень чисто, без всякого фона. Передатчик МД-200 — двухкиловаттный, по той же схеме, что и МД-100, но с некоторыми изменениями.
Генератор (по схеме самовозбуждения) и модулятор работали каждый на двух киловаттных лампах Г-100. Передатчики этого типа были установлены в Петрозаводске, Уфе, Самарканде, Ташкенте и Смоленске.
Передатчик типа МД-400 — четырехкиловаттный, аналогичный по схеме предыдущим, но с большим количеством ламп (четыре лампы Г-100 в генераторе и шесть ламп М-100 в модуляторе). Такие передатчики были установлены в Ростове-на-Дону, Новосибирске, Минске, Ашхабаде и Харькове.
Передатчик МД-2500 мог развить при телеграфной работе мощность до 25—30 КВт и 12—14 КВт при работе радиотелефоном.
Рис. 3. Общий вид передатчика типа МД-400.
Это был передатчик с независимым возбуждением, в котором использовались лампы с водяным охлаждением — Г-2000 по одной в модуляторе и мощном усилителе высокой частоты.
Возбуждение давалось от генератора, работавшего по схеме самовозбуждения на четырех лампах Г-100. В схеме модулятора имелся подмодулятор на десяти лампах М-100.
Связь между модулятором и подмодул ятором была на сопротивлениях. Питание накала всех ламп могло производиться либо от переменного, либо от постоянного тока.
Питание анодов — от трех фазного переменного тока через выпрямитель на трех мощных кенотронах (двадцатикиловаттных) или 18 кенотронах типа К-150. Передатчики этого типа были установлены в Тбилиси, Баку и Харькове.
Кроме передатчиков, завод имени Казицкого выпускал ламповые радиоприемники. Громкоговорители и ламповые приемники выпускались также на заводе имени Кулакова (б. Гейслер).
Заводы «Мосэлектрик» (потом имени Орджоникидзе) в Москве и имени Ленина в Нижнем Новгороде изготовляли детекторные приемники и громкоговорители; завод имени Коминтерна, вошедший в состав Треста слабых токов в июле 1924 г., стал затем основной базой по выпуску радиостанций для военно-морского флота.
В работе этого завода активное участие принимал проф. И. Г. Фрейман. При его консультации разрабатывались первые ламповые передатчики для военно-морского флота.
В этом же году Трест заводов слабого тока успешно участвовал в соревнованиях на поставку радиоаппаратуры в зарубежные страны. В 1924 г. общая стоимость продукции, выпущенной радиозаводами, достигла 5 млн. руб.
В. И. Шамшур - "Первые годы советской радиотехники и радиолюбительства".